?

Log in

No account? Create an account
Толкование сказок, историй, снов
Психологическое тестирование по любимым детским сказкам, историям, снам
 
 
      Бельгийский писатель Жорж Сименон был человеком боязливым, замкнутым и неуверенным в себе. Зато, его персонаж Комиссар Мегрэ был бесстрашным и хитрым и самоуверенным типчиком...Однажды утром Жорж почувствовал что это его "второе Я"; - Комиссар Мэгре ему наскучил и Жорж начал писать только...мемуары...вероятно потому что его "первое Я"; наконец слилось со "вторым Я" и Жорж почувствал себя... гармоничным человеком и вероятно достаточно смелым для себя. Он наконец наигрался??? Сам Жорж Сименон объяснял свое желание писать не только врожденному таланту: " но всей жизнью, которая была посвящена постепенному избавлению от унаследованных страхов". Т.е., вы поняли наверно, Жорж придумал себе антипода и моделировал новую личность....

А вы?

      Итак, если у вас есть какой то страх, который хотите преодолеть или качество которое вы хотите обрести, но никак не можете то придумайте персонаж у которого это качество есть или он абсолютно бестрашен в том чего вы боитесь. Какое качество у вас отсутствует, а у этого персонажа оно максимально развито? Как он себя ведет? Как он дошел до жизни такой? Что он делает в жизни? Или опишите целиком образ жизни, которого вам не хватает, ваш альтернативный, противоположный и страстно желаемый образ жизни...Вот вам и будет новый эксперимент по саморазвитию Я буду рада прочитать этот тест-эксперимент. И как его дальше можно использовать, этот литературный эксперимент??? Просто, этот текст как четко сформулированная цель работы над собой. Часто в психологическом консультировании и терапии и четко сформулировать уже значит наполовину ее достигнуть, потому что психотерапевту тогда остается выбрать для сеанса методики и начать работать с вами над развитием. Часто этот текст повод для психологической диагностики...
4-апр-2011 02:45 am(без темы)
Ветер сказочных перемен

Цикл из 8 занятий, начало с 7 апреля, по четвергам с 19.00 до 22.00.


Ведущие Леонид Огороднов logos_ и Ольга Крыщенко l_a_d_n_a

Собственно, под катом текст рекламы. Интересно было его придумывать, не обошлось без творческих мук :), и хотелось бы услышать мнение коллег о нем. Читать дальше...Свернуть )
17-мар-2011 01:38 pm - Здравствуйте.
у меня есть подруга, она с год назад устроилась на работу и все нормально и хорошо, но полгода назад ей начал сниться ее коллега и все время с какими-то эротическими подтекстами...но до самого главного во сне не доходит... ну например в последний раз ей снилось как они стояли близко друг к другу и хотели поцеловаться но им постоянно кто-то мешал.(проходил мимо и т.д.) но она говорит что впринципе ей этот человек не нравиться. как Вы думаете, что может означать этот сон?
11-янв-2011 01:28 pm - двойники во сне
К
Раз в несколько месяцев мне снятся кошмары. Кошмар - это не когда кровища, погони, зубастые злые собаки и убийцы. Это когда я просыпаюсь во сне.

Просыпаюсь всегда в том месте, где засыпала (и сплю, в общем-то). Для наглядности расскажу свой вчерашний сон. Я проснулась (во сне) в своей комнате, на кровати, всё было довольно реалистично: горела лампа, в кресле возле компьютера сидела Д. (соседка, с которой я живу в одной комнате). Я попросила её дать мне попить, в горле пересохло, она ответила, что пить нечего, разве что глоток на дне бутылки или вот банан - и даёт мне сначала бутылку, потом наполовину съеденный банан. От всего этого я отказываюсь и хочу уснуть, но не тут-то было. Она постоянно что-то мне говорила, шутила и всё ближе подбиралась ко мне. В какой-то момент у меня начались подозрения, она каким-то образом это почувствовала и её поведение стало дёрганнее и злее. В конце-концов, когда я поняла, что я нахожусь во сне и рядом со мной не Д. вовсе, а некая сущность, принявшая её вид, я запаниковала и попыталась проснуться, но у меня не получилось этого сделать. Я чувствовала, как это существо ест мои силы (и съело уже довольно много), отчего меня одновременно клонило в сон (во сне), но она мне не позволяла уснуть глубже и перейти, таким образом, в другой сон, постоянно тормошила меня; в то же время я понимала, что мне необходимо проснуться в реальность, но двойник меня удерживал каким-то образом отнимая силы. Я пробовала кричать, но кричать не получалось, не было силы звука. А двойник Д. всё держал меня, слова его становились всё злее. Это продолжалось довольно долго. Наконец, я как-то сообразила, что можно просто пальцами раскрыть глаза и держать так, пока не проснусь, что я и сделала. Проснулась с пальцами на поднятых веках.

Если использовать другие сны и попытаться систематизировать знания об этих сущностях-двойниках, то получается вот что:
- чаще всего они приходят в сны, которые подстроены под реальность (то есть лжепросыпание)
- принимают форму удобного им человека (вряд ли бы я проснулась, а в кресле сидел мой преподаватель по языкознанию)
- сразу же чувствуют, когда ты понимаешь обман, и начинают нападать
- боятся, когда их крестят (подруге снились двое, принявшие форму её подруги и друга, когда она от страха начала их крестить, "подруга" лопнула, как мыльный пузырь, а "друг" продолжал наступать на неё со словами "не крести меня, не крести меня" и в нём шли помехи (как картинка в телевизоре))
- иногда при своём разоблачении сбрасывают принятую ими форму и становятся похожими на больших чёрных котов, которые очень-очень быстро прыгают, то есть их невозможно рассмотреть, они сильно рябят и всегда находятся слева от тебя, то есть увидеть их можно только боковым зрением.


А теперь вопросы, ради которых я всё это писала.

Скажите, пожалуйста, 1) что это за существа, откуда они, какого они рода-племени, 2) что им нужно от людей, почему они любят принимать форму и обманывать, 3) как себя с ними вести и можно ли им противодействовать, 4) почему они совсем обнаглели - не дают проснуться?
roots
Здравствуйте, уважаемое сообщество.

Хотела бы поговорить с вами не совсем в типичном для группы тоне. Тема сказочная, надеюсь, будет вам интересна и мы вместе сможем её плодотворно обсудить.

Какая же тема может быть более благодатной для разговора, чем разговор о нравах? А в беседе о нравах главный чемпион в тяжелоинтеллектуальном весе - это народные сказки. Они просты, доступны каждому, и как квинтесенция культуры могут объяснить о народе если не все, то очень многое. И охотников это делать не переводится. Постоянно вижу в журналах и газетах новые, так сказать, опыты.
Вот Ванька - дурак на печи сидит, Илья Муромец туда же. Сидят долго-предолго, а потом наконец встают, делают дело и уж точно не оказываются в дураках. Из "Репки" делаются выводы о коллективности русских, из "Емели" - о лени, а из "Горыныча" - о раздвоенности сознания. Особенно модно писать, что наши сказки - на смех, а западные - как инструкция к применению для лучшей жизни. Вот пример такой статьи . Или же наоборот, пользуются сказкой для восхваления своих удивительных качеств, идущих будто бы из глубины времён. Иными словами, распоряжаются древним творчеством, как угодно - какую сторону "древней правды" удобнее интерпретировать, за ту и берутся.

Недавно я встретила совершенно необычную словацкую сказку. Ни драконов, ни экзотических монстров в ней нет, да и сюжет там вполне обычный - чем-то он похож на "Бременских музыкантов" и наш "Теремок". Странность или даже чудаковатость этой сказки заключается в том, что её главный герой – яйцо, да еще и героическое!

Продолжение + пара книжных иллюстрацийСвернуть )
29-окт-2010 09:56 pm - Медведь.
ЧМП

Вчера, посредством своей излюбленной психологической практики, я наткнулась на существование внутри себя Медведя. «Стоп, - подумала я, - у меня же совсем другие тотемы, значит это - не тотем?»

- Нет, - ответил Медведь, - я твоя животная ипостась, от которой ты предпочитаешь отмахиваться и давно позабыла своего Мишку…

И тут меня осенило: так вот о чем «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, а совсем не о любви, как принято считать! Эта пьеса о том виде Тени, которую мы не допускаем себе в сознание, и, вероятно, имеющей отношение к тому, что нас с пеленок приучают воспринимать как животные инстинкты. А раз разговор идет о нас самих, внутренних, и о взаимодействии между собой наших внутренних частей, то пьесу эту можно рассматривать  как Сновидение, а всех героев ее – как наши собственные ипостаси.

…И вот по воле судьбы (Волшебника), мы, наконец, сталкиваемся с этой своей животной частью лицом, что называется, к лицу, и обнаруживаем, что увлекаемся ею, хотим ее получше узнать, но сами же по привычке делаем что-то такое, от чего она скрывается, прячется от нас. Однако поскольку «время пришло», мы, что на нас совершенно не похоже, изменяем себе, бросаем все и устремляемся на ее поиски и не находим ничего лучшего, как поступить в охотники: ведь на ловца и зверь бежит?

И действительно – вскорости она, эта животная часть, выбегает на нас… и в процессе разговора на повышенных тонах признается, что бегает она от нас потому, что сама боится нас напугать, а то – и разорвать на клочки, что потом долго должны будут крутиться по закоулочкам…

Мы отшатываемся от такой перспективы и цепляемся за первого встречного изнутри той же Тени – Премьер- министра, впоследствии  дорастающего до Принца-администратора. И пусть будет хоть - прощелыга, но не таит в себе опасность незнакомца – манящего и пугающего одновременно. Однако прощелыга этот так быстро и безапелляционно захватывает власть в нашем королевстве, о делах которого «мы теперь не хотим ничего больше знать», что нам, в общем-то остается одно – умереть, т.е. «пригласить в советники Смерть» со всеми ее «отвратительными инструментами».

Тут уж всего этого безобразия, видимо, не выдерживает наш внутренний Медведь, и снова появляется, с окончательным намерением выйти на свет Божий и соединиться с нашей сознательной, но такой неразумной частью. Со своей стороны мы, припертые к стенке костлявым Советником, тоже – согласны на все…

И тогда действительно происходит чудо – Медведь познанный, поцелованный и обласканный и думать не думает о пресловутых клочках по закоулочкам, он становится своим – таким близким и родным, что мы сами изумляемся: как мы жили без него столько времени?
Помните мультфильм "Простоквашино" ? Вот видимо для примера здесь описан  Петрановской Людмилой некий синдром "Дяди Федора" .  Публикую в сообществе, т. к. ее статья на стыке интерпретации мультфильма, поведения героев мультфильма и сттьи об одном из синдромов предков передающихся из поколения в поколение - т.е. о том как психические травмы от войны, горя, лишения родителей влияют на потомков в 2-10 поколениях.
Обратите внимание как описан "дядя Федор" уже выросший и как он общается со своими детьми.

"Итак, третье поколение. Не буду здесь жестко привязываться к годам рождения, потому что кого-то родили в 18, кого-то – в 34, чем дальше, тем больше размываются отчетливые «берега» потока. Здесь важна передача сценария, а возраст может быть от 50 до 30. Короче, внуки военного поколения, дети детей войны.

«С нас причитается» -- это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей. В психологи такое называется «парентификация».
А что было делать? Недолюбленные дети войны распространяли вокруг столь мощные флюиды беспомощности, что не откликнуться было невозможно. Поэтому дети третьего поколения были не о годам самостоятельны и чувствовали постоянную ответственность за родителей. Детство с ключом на шее, с первого класса самостоятельно в школу – в музыкалку – в магазин, если через пустырь или гаражи – тоже ничего. Уроки сами, суп разогреть сами, мы умеем. Главное, чтобы мама не расстраивалась. Очень показательны воспоминания о детстве: «Я ничего у родителей не просила, всегда понимала, что денег мало, старалась как-то зашить, обойтись», «Я один раз очень сильно ударился головой в школе, было плохо, тошнило, но маме не сказал – боялся расстроить. Видимо, было сотрясение, и последствия есть до сих пор», «Ко мне сосед приставал, лапать пытался, то свое хозяйство показывал. Но я маме не говорила, боялась, что ей плохо с сердцем станет», «Я очень по отцу тосковал, даже плакал потихоньку. Но маме говорил, что мне хорошо и он мне совсем не нужен. Она очень зилась на него после  развода». У Дины Рубинной есть такой рассказ пронзительный «Терновник». Классика: разведенная мама, шестилетний сын, самоотверженно изображающий равнодушие к отцу, которого страстно любит. Вдвоем с мамой, свернувшись калачиком, в своей маленькой берлоге против чужого зимнего мира. И это все вполне благополучные семьи, бывало и так, что дети искали пьяных отцов по канавам и на себе притаскивали домой, а мамочку из петли вытаскивали собственными руками или таблетки от нее прятали. Лет эдак в восемь.
А еще разводы, как мы помним, или жизнь в стиле кошка с собакой» (ради детей, конечно). И дети-посредники, миротворцы, которые душу готовы продать, чтобы помирить родителей, чтобы склеить снова семейное хрупкое благополучие. Не жаловаться, не обострять, не отсвечивать, а то папа рассердится, а мама заплачет, и скажет, что «лучше бы ей сдохнуть, чем так жить», а это очень страшно. Научиться предвидеть, сглаживать углы, разряжать обстановку. Быть всегда бдительным, присматривать за семьей. Ибо больше некому.

Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень. Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.
Или помните мальчика Рому из фильма«Вам и не снилось»? Ему 16, и он единственный взрослый из всех героев фильма. Его родители – типичные «дети войны», родители девочки – «вечные подростки», учительница, бабушка… Этих утешить, тут поддержать, тех помирить, там помочь, здесь слезы вытереть. И все это на фоне причитаний взрослых, мол, рано еще для любви. Ага, а их всех нянчить – в самый раз.

Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом – муки невозможной сепарации, и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись – и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.
Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь, и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца. Про это все столько есть фильмов и книг, что даже перечислять не буду.

Интересно, что при все при этом и сами они, и их родители воспринимали свое детство как вполне хорошее. В самом деле: дети любимые, родители живы, жизнь вполне благополучная. Впервые за долгие годы – счастливое детство без голода, эпидемий, войны и всего такого.
Ну, почти счастливое. Потому что еще были детский сад, часто с пятидневкой, и школа, и лагеря и прочие прелести советского детства, которые были кому в масть, а кому и не очень. И насилия там было немало, и унижений, а родители-то беспомощные, защитить не могли. Или даже на самом деле могли бы, но дети к ним не обращались, берегли. Я вот ни разу маме не рассказывала, что детском саду тряпкой по морде бьют и перловку через рвотные спазмы в рот пихают. Хотя теперь, задним числом, понимаю, что она бы, пожалуй, этот сад разнесла бы по камешку. Но тогда мне казалось – нельзя.

Это вечная проблема – ребенок некритичен, он не может здраво оценить реальное положение дел. Он все всегда принимает на свой счет и сильно преувеличивает. И всегда готов принести себя в жертву. Так же, как дети войны приняли обычные усталость и горе за нелюбовь, так же их дети принимали некоторую невзрослость пап и мам за полную уязвимость и беспомощность. Хотя не было этого в большинстве случаев, и вполне могли родители за детей постоять, и не рассыпались бы, не умерили от сердечного приступа. И соседа бы укоротили, и няньку, и купили бы что надо, и разрешили с папой видеться. Но – дети боялись. Преувеличивали, перестраховывались. Иногда потом, когда все раскрывалось, родители в ужасе спрашивали: «Ну, почему ты мне сказал? Да я бы, конечно…» Нет ответа. Потому что – нельзя. Так чувствовалось, и все.

Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперотвественности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Предвидеть, быть бдительными, принимать решения самостоятельно, не ждать помощи извне – сильные стороны. Беречь, заботиться, опекать.
Но есть у гиперотвественности, как у всякого «гипер» и другая сторона. Если внутреннему ребенку военных детей не хватало любви и безопасности, то внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. А внутренний ребенок – он свое возьмет по-любому, он такой. Ну и берет. Именно у людей этого поколения часто наблюдается такая штука, как «агрессивно-пассивное поведение». Это значит, что в ситуации «надо, но не хочется» человек не протестует открыто: «не хочу и не буду!», но и не смиряется «ну, надо, так надо». Он всякими разными, порой весьма изобретательными способами, устраивает саботаж. Забывает, откладывает на потом, не успевает, обещает и не делает, опаздывает везде и всюду  и т. п. Ох, начальники от этого воют прямо: ну, такой хороший специалист, профи, умница, талант, но такой неорганизованный… 
Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей. И при этом сами не ощущают себя «вполне взрослыми», нет «чувства зрелости». Молодость как-то прыжком переходит в пожилой возраст. И обратно, иногда по нескольку раз в день.

Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?». А врезать в свою дверь защелку было равносильно «плевку в лицо матери». Ну, о том, что нормально проверить карманы, стол, портфель и прочитать личный дневник... Редко какие родители считали это неприемлемым. Про сад и школу вообще молчу, одни туалеты чего стоили, какие нафиг границы… В результате дети, выросший в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях (хотя раньше это было обычным делом). Не знают соседей и не хотят знать – а вдруг те начнут в друзья набиваться? Мучительно переносят любое вынужденное соседство (например, в купе, в номере гостиницы), потому что не знают, не умеют ставить границы легко и естественно, получая при этом удовольствие от общения, и ставят «противотанковые ежи» на дальних подступах.

 А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком, или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.
Конечно, полученные и усвоенный в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться. Разводы стали чаще, поскольку перестали восприниматься как катастрофа и крушение всей жизни, но они обычно менее кровавые, все чаще разведенные супруги могут потом вполне конструктивно общаться и вместе заниматься детьми.

 

Читать дальше...Свернуть )

 

14-июл-2010 10:52 am - Какой Вы читатель?
Недавно задумалась на тему зачем и как я читаю. И открыла для себя интереные закономерности своего процесса - оказывается бОльшую часть времени я читаю для того чтобы... (напишу вам об этом после ваших ответов)

Phelps (Фелпс)  сказал : "I divide all readers into two classes: those who read to remember and those who read to forget".
"Я разделяю читателей на два класса: на тех, кто читает, чтобы обогатиться,
и на тех, кто читает, чтобы забыться".

А вы какой читатель?
Что читаете чтобы обогатиться? И чем обогащаетесь?
Что читаете чтобы забыться ?
Чем забываетесь? И от ЧЕГО  забываетесь?

Кросс-пост в журнал anastasiameadow 
10-июл-2010 08:53 pm - Кикимора и Дракула
mosquito
Березовые матрешки, росписаные вручную. 2009г.


крупнееСвернуть )
10-июл-2010 02:53 pm - сказка для меня
Несколько лет назад была на семинаре по сказкотерапии. Впечатления от него остались не ах какие хорошие, для получения свидетельства требовалось сдать зачет. Это значило либо сделать некую программу, либо написать ТРИ сказки. Сказки, на которые мы были ориентированы, не мои! Сладенькие, сопливенькие, про добрых фей и с обязательно хорошим концом. Я уже готова была не сдавать  этого зачета, но в семейном архиве имелись сказки, написанные не мной, но для меня. Мне было позволено сдать три в зачет. Одна из них:

 В стародавние времена, когда ещё женщины носили платья, а мужчины не сбривали бороды, правил в некоем государстве царь.

Звали его Полуэкт. Полуэктов сын.

Нрава был не крутого – царь, всё же, не деспот!

Правил рачительно. Государство хоть и небольшое, а всего вдосталь – и зверья в лесах и рыбы в реках. Урожаи из года в год отменные. Народ сыт и доволен, чего ещё желать?

Ну, а ежели кто со стороны незван-непрошен жаловал, так и от ворот поворот видел…

…По весне дело было. Только-только вернулись с охоты; не успели коней разнуздать. Челядин бежит:

- Государь, тебя человек дожидается. Дело имеет.    

- Кто таков?

- Лешак. Из тутошних. Говорит – дело скоронадобное!..

 

Читать дальше...Свернуть )

Вспомните пожалуйста сказку "Снегурочка" Как бы вы ее растолковали? Про что она какие там символы?
Недавно мне прислали ссылку вот на этот музыкальный альбом . Называется он Тales of Subliming - Сказки о сублимации. Цитирую автора: "Сначала о названии. Тут имеет место игра слов sublime – означает возвышенное, а subliming – это химический термин, превращение твердого вещества сразу в газ, минуя жидкую стадию. Именно то, что произошло со Снегурочкой в одноименной сказке. На русский язык можно перевести как Сказки о возгнании (то же что возгонка). Таким орбразом в этом альбоме собраны песни о транформации, о желании улететь. Не знаю почему, но лирический герой, а чаще героиня, стремятся именно это и сделать. "


Как вы думате что символизирует сказка о Снегурочке (опишите тот вариант который вы знаете)? почему Снегурочка  и почему она воспаряется в небеса? Что это все значит?
Зачем герои  сказок и песен по мотивам сказок ведут себя вот так?

Я собираюсь купить и послушать этот  альбом (щелкнув на треугольник вы можете прослушать отрывок песни)
Автор этого музыкального альбома пишет о нем вот здесь Название альбома говорит нам о сублимации. И поэтому возникает много вопросов по тексту этих песен...Я буду задавать их в живом журнале автора песен zulya_music . например про Снегурочку...- песня Сублимация Снегурки /
The Subliming of the Snow Maiden.
Кстати обратите внимание на другие альбомы автора - она умудряется сочетать мотивы народных культур татарской, русской, аглийской, кельтской и многих других...Моя любимая песня у нее вот эта.
ttp://www.psy-analyst.ru/eche/3super2.asp
Что думаете по поводу описанных в статьях феноменов и толковании сказки Андерсена "Снежная королева"?


Из всех типов личности, рассмотренных в первой лекции, нарциссический тип Читать дальше...Свернуть )

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ проведем с помощью бессмертной сказки Андерсена «Снежная королева» [3]. К слову, сказки становятся бессмертными только в том случае, если они поднимаются на уровень мифа, в наиболее сильной — художественной — форме отражая основные законы функционирования человеческой психики. Кристаллизация архетипа.

Роли распределяются так: пациент — Кай, терапевт — Герда. Видимое зарождение «нарцисса» отсутствует: просто в один прекрасный летний день осколки дьявольского зеркала попадают Каю в глаз и в сердце. Но — если вчитаться — нарциссическая почва в семье, похоже, была. О родителях Кая и Герды сказано очень мало: нам известно лишь, что они были бедны. Какие мечты у бедных родителей? Чтобы их дети вышли «в люди». А средство? Тогда, по крайней мере, это было образование. И что же: сам Кай очень гордится своей образованностью: «Он перестал ее бояться и рассказал ей, что знает все четыре действия арифметики и даже дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей. ... Но Снежная Королева только молча улыбалась».

Еще бы ей не улыбаться! Под ее власть могут попасть только такие: мальчик достаточно «созрел». Кай-нарцисс начал созревать еще до имплантации осколков зеркала: момент имплантации означал лишь, что количество родительских «ожиданий» перешло в качество. И уже в новом качестве —
« — Что ты хнычешь? — спросил он Герду. — У, какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! ... Фу! — закричал он вдруг. — Эту розу точит червь. Какие гадкие розы! А у этой стебель совсем скривился, Торчат в безобразных ящиках и сами безобразные!»

Мы наблюдаем реакцию обесценивания. И обесценивание не ограничивается только розами: «... а потом... дошел и до того, что стал ее [бабушку] передразнивать: наденет очки и крадется за нею, подражая ее походке и голосу. Выходило очень похоже, и люди смеялись. Вскоре мальчик выучился передразнивать и всех соседей. Он отлично умел высмеять все их странности и недостатки, а люди говорили:
— Что за голова у этого мальчугана!».

Итак, появились ценители его нового «Я», сэлф-объекты крепнущего нарцисса. И наилучшим ценителем стал сам объект идеализации — Снежная Королева. «Кай взглянул на нее. Она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более пленительного лица. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда появилась за окном и кивнула ему головой, — теперь она представлялась ему совершенством.» Как только Кай достаточно «созрел», Снежная королева забрала его к себе и стала работать над ним дальше, а именно, развивать его перфекционизм следующим упражнением. Кай должен выложить из льдинок слово ВЕЧНОСТЬ, и тогда «ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь свет и новые коньки впридачу». Чувствуете издевательский подтекст в концовке?

Странно, но такое простое упражнение оказывается не под силу умному Каю: он трудится и трудится над пустой головоломкой все то долгое время, пока Герда пробивается к нему. Они разделены, они не в контакте: нормальный перенос с нарциссическим пациентом отсутствует, по крайней мере, в начале, когда клиент предлагает не реальные фигуры (отец, мать, другие значимые лица), а лишь свое ложное «Я», пытаясь сформировать из терапевта еще один селф-объект. Реакцией терапевта (контрперенос) является непреодолимая сонливость.

И что же Герда? В самом начале пути к Каю она попадает в сад старушки, которая умеет колдовать, и время как бы замирает: дни идут один за другим, Герда играет в чудесном саду (за стенами сада весна переходит в лето, лето — в осень), каждый цветок рассказывает миленькую — но всегда одну и ту же — историю, и так продолжается, пока Герда не чувствует смутное беспокойство и (последняя капля!) не выслушивает историю нарцисса. « — Я вижу себя! Я вижу себя! О, как я благоухаю!.. Высоко, высоко в каморке, под самой крышей, стоит полуодетая танцовщица. Она стоит то на одной ножке, то на обеих и попирает ими весь свет, — она лишь оптический обман. ... Опять одна ножка в воздухе! Гляди, как прямо стоит девушка на другой, — точно цветок на своем стебельке! Я вижу в ней себя! Я вижу в ней себя!» Диагноз поставлен. Герда покидает сонный сад.

Не буду утомлять вас дальнейшими интерпретациями по тексту и перехожу сразу к заключительной стадии — «нарцисс» достаточно подавлен, чтобы «встретиться» со своим терапевтом и, собственно, начать лечение. Защитница — Снежная Королева на время покинула его; по делам, конечно: « «Теперь я полечу в теплые края, ... Когда снег осыпает лимоны и виноград, это для них полезно». И она улетела, а Кай остался один в необозримом, пустынном зале; он смотрел на льдины, и все думал и думал до того, что голова у него заболела. Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замерз.»
Ого! Кай, которого поцелуи Снежной королевы избавали от всех чувств («Ух! Поцелуй ее был холоднее льда, он пронизал мальчика насквозь, дошел до самого сердца, а оно уже и без того было наполовину ледяным. На мгновение Каю показалось, что он сейчас умрет, но вдруг ему стало хорошо; он даже совсем перестал зябнуть»), начинает чувствовать: головную боль и, возможно, холод.

Вот теперь терапевт может позволить себе теплую, «истерическую» интервенцию; раньше это было бесполезно — клиент только обесценил бы такой хлипкий селф-объект (Кай ведь ушел от «хнычущей» Герды). Но сейчас — можно.
«Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали Каю на грудь, проникли ему в сердце, растопили ледяную кору, и осколок растаял».
Если время воздействия выбрано правильно, следует очищающая обратная реакция: «Кай вдруг разрыдался, и рыдал так бурно, что осколок выпал у него из глаза, — его смыли слезы. И вот он узнал [!] Герду, и так обрадовался!»
Интересная деталь: осколки дьявольского зеркала удаляются в обратном порядке, по сравнению с их имплантацией, когда Кая кольнуло сначала в глаз, потом — в сердце. То есть, лечится сначала эмоциональный дефект (способность испытывать истинные чувства — и высказывать их), а потом — «зрительный» дефект (способность«видеть», «узнавать» других: со-чувствие, эмпатия). Для выздоравливающего сначала очувствляется/оттаивает внутренний мир, потом — внешний. И возникающее при этом полнокровное ощущение себя — и мира приносит радость, недоступную нарциссу. Радость весны, возвращения к жизни.
«... а Кай и Герда рука об руку пошли домой. И там, где они шли, расцветали весенние цветы, зеленела травка. Но вот послышался колокольный звон, и показались высокие башни их родного города».

Все! Терапия завершена: Кай вернулся в мир живых, «теплых» людей. Но какие усилия и сколько времени потребовалось Герде! Терапия нарциссического расстройства, действительно, очень трудна и требует огромного терпения (вспомним Мак-Вильямс) и любви к пациенту. Значит, Андерсен знал об этом заболевании и особенностях его лечения еще в 1843 году! Ладно, выразимся мягче: его гениальное бессознательное знало...

*Читать дальше...Свернуть )

Читать дальше...Свернуть )
Что думаете по поводу описанных в статьях феноменов и толковании сказки Андерсена "Снежная королева"?


Гляжусь в себя, как в зеркало…

Автор: Ильина Светлана


Великий психотерапевт и философ Эрик Фромм как-то описал своего пациента на смертном одре, который, умирая, из последних сил прислушивался к причитаниям близких. Те горестно сетовали, что теряют доброго, умного, интеллигентного, порядочного, красивого человека. Когда причитания смолкли, умирающий с гневом прошипел: «Вы забыли упомянуть мою скромность!»
Психологи и психотерапевты свидетельствуют: несмотря на то, что душевное расстройство, а точнее, совершенно особый тип личности, именуемый нарциссическим, был описан более двухсот лет назад, пышный расцвет, прямо-таки – эпидемия его - приходится на нынешние времена. Читать дальше...Свернуть )
Ловушка для Герды

Если ты избрала себе в партнеры нарциссического типа, тебе можно только посочувствовать: есть немалый риск всю свою жизнь подчинить обслуживанию этой сложной и загадочной личности. История о взаимоотношениях нарциссического персонажа с женщинами превосходно изложена в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева».
В жизни Кая - а красивый холодный мальчик есть никто иной, как нарцисс - две женщины, реальная и идеальная. Первой за бескорыстную любовь и безусловную преданность достаются все уколы и шпильки обесценивания: «Что ты хнычешь? — спросил он Герду. — У, какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! ... Фу! — закричал он вдруг. — Эту розу точит червь. Какие гадкие розы! А у этой стебель совсем скривился, Торчат в безобразных ящиках и сами безобразные!». Ей ничего не остается, как растерянно принимать их, недоумевая, как из милого и симпатичного этот мальчик вдруг превратился в злого и высокомерного. Вторая – недоступная, холодная, отвергающая. Она морочит Каю голову, увлекая за собой в ледяной дворец, морозит его своими ледяными поцелуями, чтобы, наконец, оставить там одного – впрочем, ненадолго, ведь Снежной Королеве нужны живые игрушки. «Кай взглянул на нее. Она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более пленительного лица. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда появилась за окном и кивнула ему головой, — теперь она представлялась ему совершенством».
Справедливости ради, отметим, что роль Снежной Королевы далеко не всегда выполняет настоящая, живая «идеальная соперница», хотя и так случается. Роль недоступной красавицы может быть отдана бывшей подруге, успевшей покинуть твоего Кая раньше, чем он обесценил и уронил ее с пьедестала, или даже его матери. Бывает, что эту роль исполняет мифическая, так и не встреченная возлюбленная, которую наш герой мечтает однажды встретить, коротая время ожидания с несовершенной, полной недостатков тобой.
Герде не позавидуешь – глотая слезы, она терпит критические замечания Кая, и всю жизнь следует за ним в попытках спасти… от самого себя. Тебе кажется, что согласиться на такое может только законченная мазохистка? Ничуть не бывало! Ловушка состоит в том, что при встрече с Каем очень легко почувствовать себя Снежной Королевой – чем больше симпатии, интереса, восхищения ты ему отдаешь, тем более идеальной и совершенной в его глазах выглядишь.
Ведь ищет нарцисс не любви – напомню, любить он неспособен, он проводит свою жизнь в поисках зеркала, в котором он мог бы отражаться с наиболее выгодных сторон. Став ему таким зеркалом, ты - на время! - удовлетворишь его запросы. Ожидать от Кая того, что мы ожидаем от взаимоотношений с другим человеком – тепла, нежности, поддержки – так же бесполезно, как ожидать их, скажем, от телеграфного столба.
Рассказывает врач-психотерапевт Константин Блохин: «Партнеру нарциссического пациента можно посоветовать не стараться принижать достоинства этого человека, "опускать на землю", досказывая его не состоятельность. При этом не следует стимулировать его стыд потому, что это может привести только к ухудшению отношений. Нарциссическая личность глубоко стыдится попросить о чем-либо, считая, что признание любой потребности разоблачает дефицит в ее собственном "Я". Такой человек полагает, что другие с трудом угадывают его потребности и не могут понять, чего же он хочет без просьбы с его стороны, а просить для него - унизительно. Один из способов, это помочь ему открыто говорить о своих потребностях и без оскорбления для себя просить помощи».Читать дальше...Свернуть )
Мечта

 
                                                             НАКАНУНЕ


Накануне Соня долго не могла уснуть. Сначала ждала возвращения младшего сына, который в эту ночь немного загулял и вернулся около двух. Она покормила его и потом долго лежала в постели, а сна не было.

Наконец перед закрытыми глазами появились «картинки» – мелькания, похожие на короткометражные фильмы. Они возникали на границе яви и сна и всегда означали, что долгожданный отдых близок. Если не спугнуть. Стоило раздаться случайному звуку или шевельнуться – все бесследно исчезало, и лежи потом до бесконечности. Изматывающая штука, особенно если завтра вставать рано. Поэтому появление «картинок» Соня всегда встречала с радостью и даже мысленно говорила «спасибо» кому-то, кто, наверное, управлял снами.

Она и на этот раз сказала: «О, спасибо!», хотя на внутреннем экране возникли и закружились весьма неприятные рожи. Что именно «показывали», значения не имело, главное, что хотя бы четыре часа удастся поспать. Она затаила дыхание, чтобы не пошевелиться, и, продолжая радоваться, уснула.

Ей показалось, это началось сразу.

Она ехала в своей машине и остановилась перед перекрестком, поняв, что в сквере посередине площади случилась авария. Оставив машину, пошла посмотреть, в чем дело.

По-видимому, там недавно произошло серьезное столкновение. В одной из машин с открытым верхом ехал какой-то американец, vip-персона. От столкновения (только с чем?) он вылетел из кабины, исчез, и теперь его искали. Соня во сне знала, что удар, от которого разбилась машина, был направлен вниз. Вместе со всеми Соня принялась разглядывать огромную воронку, залитую чем-то красным (кровью?) и чем-то желтым, маслянистым. Земля вокруг разворочена, в комьях, да и вообще все, находящееся в зеленой зоне, напоминало, скорее, послевоенный пейзаж, а вовсе не маленький сквер внутри Садового кольца процветающей столицы.

Протиснувшись поближе, Соня заметила женщину, стоящую на коленях у воронки. Женщина была не в себе, она выбрасывала комья земли руками и все время приговаривала: «Ну, делайте же что-нибудь! Я сейчас! Я смогу! Я достану тебя!»

Появился ОМОН. Все в касках, с дубинками, саперными лопатками и оружием. Они бежали со всех сторон, вытесняя потрясенных прохожих за ограду.

Соня захотела помочь несчастной рыдающей женщине, приготовилась броситься и поддержать ее, но поняла, что с этой ужасной воронкой, которую потом засыпало взлетевшей землей, так просто не справиться. Взгляд пробежался вокруг в поисках палки или какого-нибудь другого предмета, подходящего для рытья.

Тем временем бойцы оцепили воронку одним кольцом, а сам сквер другим, и стало ясно, что сейчас они начнут раскопки сами. Исчезнувший американец слишком важен, случайные люди не должны находиться рядом, это Соня во сне понимала.

Женщину взяли под руки, подняли и увели. Начали разбирать завал, но тут же остановились. Кто-то сказал, что под землей американец мог оказаться в любой позе, поэтому надо действовать предельно осторожно. Снова возобновили раскопки, но теперь уже работали тщательней, медленно погружаясь все глубже.

Некто полупрозрачный объемной тенью прошел мимо, и неожиданно Соня подумала, что «персону» неправильно ищут. От чего образовалась воронка – вопрос другой, но сам американец мог от удара отлететь куда-то и быть теперь не здесь, а совсем в другом месте.

Надо рассказать о своей догадке! Соня попробовала заговорить с омоновцами, но ее никто не услышал. Тогда, огорченная и растерянная, она подняла глаза вверх и вдруг увидела в ветвях высокого клена, над воронкой, мальчика лет четырех в клетчатом сером пальтишке и шапочке, завязанной под подбородком, как одевали детей раньше, в Советском Союзе. Он смотрел вниз, в глубину воронки, в которой виднелись открывшиеся крупные корни клена и обломки серого блестящего металла, напоминающие крылья летательного аппарата – по-видимому, остатки разбитой машины. Мальчик казался спокойным, чересчур спокойным. Он наблюдал за происходящим взрослым печальным взглядом.

Заметив его среди ветвей, Соня вскрикнула пронзительно, ее крик услышали, мальчика обнаружили. Омоновцы в изумлении уставились на ребенка, потому что он и был той самой персоной, которую так важно найти, хотя Соне и казалось в начале сна, что пропавший американец – немолодой круглолицый мужчина.

Все засуетились, стали перемещаться, отменять одни команды и давать новые, чтобы немедленно оказать помощь ребенку. Неожиданно мальчик посмотрел на стоящую недалеко от дерева Соню и сказал:

– Хочу к этой тете.

         «Вот это да…. Как же теперь быть?» – подумала она, а бойцы и их командиры, обращаясь к ребенку «на вы», принялись объяснять мальчику, что его надо немедленно отвезти в больницу, обследовать, ведь он мог получить серьезные травмы.

         Тем же спокойным, но не допускающим возражений тоном мальчик произнес:

         – Нет. Хочу только к этой тете.

         Все повернулись к Соне, и наступила тишина.

         Уже понимая, что не откажет ребенку, однако, еще чувствуя замешательство, Соня ответила:

         – Да, но… видите ли, моя машина… она осталась там, за перекрестком…

         – Не беспокойтесь, вашу машину перегонят. Вы можете отдать свои ключи и ни о чем не тревожиться, – сказал тот, кто был главным. И, видя, что Соня все еще сомневается, добавил:

         – Вы поедете со специальным сопровождением в нашей машине. Там есть все необходимое оборудование. Вы меня поняли?

         Она осознала только одно: по-другому ей не позволят. Тогда, передав ключи от машины одному из бойцов, она протянула мальчику руки. Их глаза встретились, и Соня почувствовала, что сердце ее дрогнуло. Ребенок нащупал ногой нижнюю ветку и приготовился спускаться.

 


         Она проснулась и сразу почувствовала боль в теле. «Предханальное состояние» – вынесла себе Соня любимый диагноз, ею изобретенный, и сразу подумала о сне. Это уже второй интересный для нее сон за последнюю неделю. Больше двух лет сны не снились, но по старой привычке не открывая глаз, она восстановила увиденное и подумала, что если снова какая-то душа решила причалить к ее пристани, то значит, ей еще рано умирать...

       

         ...Перед самым уходом она подумала о сне и усмехнулась. Было интересно. Постояла немного перед дверью, потом подняла глаза и посмотрела на Образ.

         – Ну что, Любимый? – сказала Соня Ему. – Опять мы с Тобой за старое?

         Он не ответил.

         – Пусть приходит, конечно, – продолжила она. – Хотя я это плохо себе представляю. Это сколько же лет мне еще трубить? А когда на лавры? – И покачала головой.

2-апр-2010 11:55 am - Приглашение
Мечта
Дорогие друзья!

Приглашаю вас в сообщество ПРИМИРЕНИЕ для обсуждения романа "День девятый". Герои романа видят сны, и эти сны сбываются!

Нам есть, о чем поговорить...
1-мар-2010 02:16 pm - Ловец фей
mosquito
А4/карандаши и черная шариковая ручка/2006г.

23-фев-2010 10:40 pm - Баба-Яга
mosquito
А4/цветные шариковые ручки/2004г.

18-фев-2010 07:08 pm - У костра
mosquito
А4/шариковые ручки
Рисовал ровно год.
Лет 12 назад.

розовая принцесса
Хотелось бы поделиться творчеством одного моего студента. Хороший, увлеченный, думающий мальчик.


Обратите внимание на окончание известной нам с детства сказки. "Ничего особенного",-скажете вы. Может быть, только пикантность ситуации заключается в том, что автор инвалид-колясочник, страдающий ДЦП.
Здесь имеются другие его мультфильмы.
This page was loaded авг 25 2019, 11:11 am GMT.