?

Log in

No account? Create an account
Толкование сказок, историй, снов
Психологическое тестирование по любимым детским сказкам, историям, снам
Продолжение статьи Инициационная терапия как путь к мужской и… 
29-ноя-2017 08:49 pm
Продолжение статьи Инициационная терапия как путь к мужской и женской зрелости

Начало здесь


Вертикальные связи


Отражаемые мандалой вертикальные связи
между мужскими и женскими архетипическими функциями еще ждут своих
исследователей, так как на сегодня они выявлены нами слабо.



    Вертикальный уровень Ведьма-Священник отражает исторический
антагонизм двух полярных духовных подходов к познанию внутреннего мира.
Ведьма представляет практическую, бытовую сторону использования духовных
знаний. Функции Ведьмы включают народную медицину, магию и оккультизм.
Священник же символизирует классический, ортодоксальный подход к
познанию души, а значит – ту часть коллективного сознания, которая
следует широко известным духовным канонам. Это относится к различным
конфессиям и духовным школам.


Вертикаль Разведчик–Богиня тоже выделяет
два противоположных полюса познания: Разведчик символизирует
практический, рациональный взгляд на мир, официальную науку, а Богиня –
иррациональное, духовное понимание мира.


Вертикаль
Амазонка-Целитель указывает на полярно отличные друг от друга способы
выживания личности. Амазонка достигает успеха за счет своей
эгоцентричности и концентрации внимания на целях во внешнем мире,
Целитель – за счет глубокого понимания мира внутреннего и установления
надежных связей между внутренним и внешним мирами.


На
вертикали Защитник-Фея антагонизм мужских и женских функций уступает их
духовной тождественности. Защитник и Фея предстают как архетипическая
пара, которая отражает красоту и специфику мужского и женского
предназначений. Защитник – всегда предстает как герой, прекрасный и
внешне, и внутренне, поскольку стремление зрелой мужественности оберечь
женское – само по себе прекрасно. Специфика мужской функции быть
защищающей свойственна всем мужским уровням зрелости. Фея – также
отражает волшебную природу и красоту женственности в целом. Она не
стареет, обладает неисчерпаемой силой и несет в себе бесконечные
возможности восстановления мужских освободительных сил.


Вертикаль
Гейша-Король содержит в себе множество глубоких значений: благородство и
романтизм, загадочность любовных чар и звон клинков, соперничающих за
первенство. В то же время, очевидно, что на этом уровне символически
проявляется и социальное неравенство мужской и женской позиций. Король –
повелитель, Гейша – наложница. Налицо социальный конфликт мужского и
женского в патриархальном мире: женское используется, а мужское –
учреждает такое положение вещей.



Вертикальная линия Кормилец-Королева представляет аспект мужского
служения. Здесь видна символика социального перекоса в другую сторону:
отношения, где мужчина подчинен и служит женщине.


Несмотря на многообразие вертикальных и
горизонтальных связей мужского и женского начал, важно, что, достигая
развития своих положительных полюсов, мужские и женские архетипические
функции становятся способны гармонично взаимодействовать между собой на
любых уровнях и в любых направлениях.


Ведьма



Итак, на первой ступени архетипической мандалы (рис. 2) женское
представлено в образе Ведьмы, что символизирует способность к познанию,
веданию. Она обладает тайными знаниями о целебных растениях,
взаимодействует с животными, ей ведомы свойства природных женских сил.


Как уже отмечалось, развитие каждой
архетипической функции происходит от ее отрицательного, негативного
полюса – к позитивному, положительному полюсу. Отрицательный полюс любой
внутренней архетипической области характеризуется нарушениями ее
коммуникаций с другими частями личности. В области отрицательного полюса
наблюдается динамика разрушения и сгущение агрессивных энергий. Чем
ближе к положительному полюсу любой архетипической области – тем больше
там присутствует созидательных, творящих сил, тем выше уровень
сотрудничества с другими архетипическими областями.


В зоне отрицательного полюса Ведьма
скрытна, агрессивна и коварна, отчего человеческое сознание имеет
склонность к вытеснению негативного аспекта Ведьмы за пределы Я. Поэтому
в сказках ведьмы часто живут вдали от людей в качестве отшельниц – в
лесу или на болоте (лес, болото – символы глубоких слоев
бессознательного). Потенциал Ведьмы велик и наполняет все ее
архетипическое пространство, проявляясь и в негативных, и в позитивных
ее аспектах: Ведьма всегда способна постоять как за свои интересы, так и
за интересы личности, частью которой она является; сила ее всегда
волшебна, с помощью этой силы Ведьма может помочь или навредить кому
угодно, если это ей выгодно.


Энергии позитивного и негативного
полюсов области внутренней Ведьмы нередко переплетаются, и эта
биполярность свойственна многим ее проявлениям. Помогающая ведьма
отличается от феи прежде всего тем, что учитывает в первую очередь свои
собственные интересы, и в случае расхождения их с целями тех, кому она
помогает – помощь ведьмы прекращается. В районе негативного полюса
Ведьма служит лишь своим эгоцентрическим целям. Осознавая содержания
отрицательного полюса Ведьмы, можно вывести на уровень символического
сознания многие глубинные теневые аспекты личности. Это дает человеку
возможность более продуктивно использовать свои скрытые природные
ресурсы.


Как известно, ни у одной сказочной
ведьмы нет стойких отношений с мужчинами, нет своих детей. Ближе к
негативному полюсу в адрес мужчин и детей Ведьма ведет себя как
захватчица. Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную
деву. Разлучая влюбленных героев, сказочная ведьма стремится погубить
красавицу-героиню и занять ее место рядом с героем. Так архетип Ведьмы
обнаруживает свое стремление к развитию, к достижению более высоких
ступеней женственности. Конкурируя с аспектами высшей женственности,
внутренняя Ведьма тянется к ним, пытается уподобиться им.


Негативная Ведьма способна удерживать
прекрасный облик лишь ограниченное время, после чего она снова
становится старой и безобразной. Мы называем этот феномен мерцанием.
Мерцание является закономерностью, следуя которой, все архетипические
функции развиваются, поднимаясь все выше по ступеням зрелости
архетипической лестницы. Это естественное поступательно-колебательное
движение, с помощью которого внутренние процессы следуют по пути своего
развития. Непрямой характер такого движения отражает цикличность и
периодичность явлений жизни.


Молодую Ведьму можно отнести к
переходному типу, дальнейшее развитие которого приводит женское на
следующую архетипическую ступень – уровень Амазонки.


Что касается детей, во многих сказочных
сюжетах, Ведьма похищает их с целью уничтожения, поедания. Например, она
предлагает маленькому Иванушке сесть на лопату, чтобы отправить его в
печь, а затем съесть. Так символически отражается в сказочном сюжете
способность женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе (печи) –
сделать аборт. Сказочная ведьма нередко удерживает детей и других
героев в плену, наводит на них морок – точно так же внутренняя Ведьма
как функция личности околдовывает развивающиеся части Я. Если сказочная
ведьма порой лишает своих пленников их привычного облика и красоты,
превращает их в уродцев (уподобляет себе), это символизирует
распространение влияния архетипической области негативной Ведьмы во
внутреннем пространстве личности – Ведьма захватывает Я.


Сказки щедро представляют не только
негативный, но и позитивный полюс архетипа Ведьмы. По мере приближения к
положительному полюсу Ведьма становится все более конструктивной. Она
концентрирует и умножает свою волшебную силу. Кроме познавательной роли,
у нее появляется задача контролировать невидимую границу между
сознательной и бессознательной областями личности, а также – задача
охранять границы личности в целом. На определенных этапах развития
личности Ведьма служит первым «кордоном», оберегающим достоинство
человека. Негативная Ведьма делает это с помощью интриг, коварства и
других агрессивных действий, в то время как позитивная – с помощью
освоения новых знаний, умений и умножения своей волшебной силы. Кроме
того, позитивная внутренняя Ведьма увлеченно исследует глубинные,
скрытые потребности личности, служа тем самым ее развитию и успешному
решению наиболее актуальных задач.


У внутренней Ведьмы есть важная функция
проводницы. В этой роли Ведьма выступает по отношению к созревающему
мужскому началу. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к
злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится
похищенная красавица (созревающее женское). Когда Баба Яга помогает
Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это
отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует
негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть
эдипальные трудности романтических отношений с отцом. Самой опасной
является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует
свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте – в отношениях
с отцом. Последний в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с
одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей
женственностью дочери, а с другой – отец является первым естественным
защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую
между ними. Эта невидимая черта отделяет супружеский мир мужа и жены от
остальных пространств семьи.


В помощь мужчине-отцу возникает
естественная ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится
бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой,
которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для
Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери – ее
внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах
Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич
быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея,
освобождая прекрасное женское. Для юной девушки это, пожалуй, период
первых битв ее внутренних Героя со Злодеем.


В инициационной терапии проводится
направленная работа с положительным и негативным полюсами функции
Ведьмы. Для установления контакта с негативным аспектом Ведьмы
используются такие темы как «В плену у злодейки», «Гуси-лебеди»,
«Мачеха» и др. Для работы с позитивной Ведьмой подходят темы «В гостях у
Яги», «Полезная Баба Яга» и т.п. Сюжеты на эти темы не только позволяют
устранить дефициты, имеющиеся в зоне негативного полюса внутренней
Ведьмы, не только инициируют развитие ее позитивных свойств, но главное –
стимулируют созревание у Ведьмы более женской позиции. Становясь более
женственной, Ведьма действует внутри личности все более гармонично – не
завоевывает территории и не навязывает свои способы защиты остальным
частям личности, а лишь откликается их просьбы о помощи.


Таким образом, архетипическая функция
Ведьмы является первой ступенью развития женственности, неким стартом на
пути к женской зрелости. Отражая начало духовного созревания женщины,
Ведьма не только позволяет ей впервые осознать (изведать) могущество
природных целебных женских сил, но и служит уникальным ключом доступа,
позволяющим регулировать уровень женской защитной агрессии.


Разведчик



На первой ступени мужской архетипической лестницы (рис.2) стоит функция
Разведчика. Это познавательная функция мужской природы, и не
удивительно, что она является первой, базовой ступенью на пути к мужской
зрелости. Как мы уже знаем, в отличие от Ведьмы, больше занятой
внутренним миром, Разведчик стремится узнать, изведать преимущественно
мир внешний. Он формирует представления и понятия о мире, собирает и
анализирует информацию, опираясь на которую можно быстрее достичь цели.
Знания необходимы для выживания и адаптации в мире. Умение использовать
знания и интеллект – важнейшая составляющая познавательной (когнитивной)
функции человека. Но какими бы ни были наши интеллектуальные
способности, даже восходя к гениальности, они являются составляющей
только первой ступени духовной зрелости. В подтверждение этому можно
привести множество примеров глубоких депрессий у талантливейших людей,
достигших высот в различных областях науки и культуры. Здесь депрессия
может указывать на необходимость дальнейшего духовного развития,
обнаруживать острую потребность в дальнейшем самопознании и освоении
новых уровней сознания и зрелости.


Разведчик налаживает связи между
довольно уязвимым внутренним миром и миром внешним с его бушующим
«океаном страстей». Разведчик – отменный дипломат. Его искусство состоит
в умении общаться и действовать даже в ситуации крайнего антагонизма.


Способность Разведчика собирать
информацию формируется у человека любого пола еще в раннем детстве.
Информация становится доступной только благодаря разнообразным контактам
с внешним миром. Но последний таит в себе как множество опасностей, так
и множество соблазнов и искушений. Таким образом, в области
архетипической функции Разведчика мы обнаруживаем потенциальный «ген
верности». Чем более зрелым является реальный мужчина, тем более этичен
его внутренний Разведчик, тем более верен он своей цели оберегать
женщину (Внутреннюю и внешнюю), интересы своей личности и своей семьи.


Вступая на позицию Разведчика, мужская
ответственность превращается из обременительного чувства долга в
активную и осознанную защищающую силу. Ответственность воспринимается
здесь мужским началом как верность своим целям. Верность себе для
зрелого мужчины означает и верность интересам своей Внутренней Женщины –
Души. Действуя на уровне Разведчика, мужчина нуждается в контакте с
женской стороной своего Я – в умении распознавать свои чувства, доверять
им, обращаться к интуиции. Таким образом, реальный мужчина как и его
внутренний Разведчик, осуществляя конструктивные контакты с женским
началом, становятся все более точными, все более компетентными.


Реальная женщина, обладая хорошим
внутренним Разведчиком, не нуждается в особых усилиях, для того чтобы
решиться на перемены в жизни. Осведомленность ее Разведчика
принципиально отличается от традиционного ведьминского любопытства, о
котором говорит ее длинный нос, и – от практики «перемывания костей»
всем и вся. Хороший Разведчик, работая подспудно, сокращает своей
хозяйке путь к цели, чудесным образом уменьшая число необходимых ей
шагов за счет отбора и фокусирования нужной информации. Он «раскрывает
карты» при первом движении женских бровей. Создается ощущение, что мир
приносит женщине необходимые знания на «блюдечке с голубой каемочкой». В
сюжетах инициаций это отражается в большой активности и подвижности
Разведчика как персонажа, он представляется успешным в выполнении
заданий, отлично умеет налаживать контакты с другими героями внутреннего
сюжета.


Негативный
полюс Разведчика – это загулявший Разведчик, который забыл, ради какой
цели он отправился в разведку. Внешний мир, который исследует Разведчик,
богат как опасностями, так и искушениями. Измены в отношениях мужчин и
женщин возникают, возможно, и из-за того, что как функция личности
внутренний Разведчик, имея естественное стремление ко всему новому, на
ранних этапах своего возмужания еще не имеет защищающей направленности.
Инфантильный Разведчик отправляется в поход за знаниями импульсивно. Он
еще не имеет осознанной потребности защищать как женское и детское
начала личности, так и реальных женщину и детей. Поэтому он действует,
побуждаемый хаотическими внутренними сигналами.


В до-современных культурах функция
разведчика получала свое осознание и развитие при посвящении мальчиков в
ходе инициаций взросления. Во многих племенах Северной Америки и Африки
инициации для мальчиков-подростков содержали пребывание в лесу от
нескольких дней до нескольких лет (Мирча Элиаде. «Тайные общества.
Обряды. Инициации. Посвящения», изд. «София», ИД «Гелиос», 2002). Им
приходилось искать себе пищу, ориентироваться и приспосабливаться к
природным условиям. Мы не приглашаем калькировать этот опыт. Однако
стоит заметить, что в западном мире часто можно видеть маму или бабушку,
которая, прогуливаясь с ребенком, настаивает на том, чтобы он меньше
бегал, меньше лазил куда-либо, не подбирал интересующих его предметов,
не заглядывал в закоулки. Это легко понять с точки зрения ценностей
цивилизованного сознания. Но как в условиях таких жестких ограничений
развиться здоровому внутреннему Разведчику – инициативному контактеру с
внешним миром? Наш внутренний исследователь, который за счет познания
мира, способствует успешному решению задач выживания, нуждается в
свободном пространстве для своего развития, в чем полностью не совпадает
с гиперопекающей материнской стратегией западного воспитания. В ребенке
любого пола следует инициировать функцию Разведчика: играть с ним в
поиск, добывание и исследование разных предметов. Причем, с девочкой
есть смысл играть таким образом, чтобы функции разведчика выполнял некий
символический мальчик – это может быть игрушка или роль мальчика,
которую девочка с удовольствием исполнит. Это сделает внутреннюю мужскую
разведфункцию личности более осознанной, разовьет умение не только
ставить цели и достигать их, но и делать это с удовольствием.


Функция внутреннего Разведчика требует
от реального мужчины высокой концентрации душевных сил, так как мужчина
решает многосложную задачу: вовремя находить для себя, женщины, детей и
«домочадцев» наиболее благоприятные условия, искать пути
совершенствования жизни. Хорошо развитый внутренний Разведчик реальной
женщины – залог мирного характера ее внутренней Ведьмы, а также –
необходимое условие для того, чтобы женщина справлялась с возникающими в
ее жизни препятствиями конструктивно.


В инициационной терапии в сюжетах
участников инициаций дефицит энергий в архетипической области Разведчика
отражается в таких эпизодах, когда Разведчик, добравшись до селения,
долго предается чревоугодию, развлекается, спит, то есть – стремится
пополнить свои жизненные силы. Подавленность разведфункции отражается в
сюжетах, где Разведчику приходится много часов, не двигаясь, лежать в
грязи, испытывать чувство вины за превышение или невыполнение своих
полномочий. Агрессия в области Разведчика, накопившаяся в ответ на
детские ограничения, нередко проявляется в таких эпизодах, где
Разведчик, нарушая инструкции командования (запреты Сверх-Я), взрывает
вражеский объект, обнаруживая себя и свою группу. Отчужденность
разведфункции от основной структуры Я может проявляться и в том, что в
инициационном образе Разведчик, хотя и выказывает готовность
действовать, доступен, например, только по телефону. Но даже и в этом
случае инициация приводит к повышению продуктивности внутреннего
Разведчика, что проявляется в благоприятных изменениях в реальной жизни
участников инициаций. В развязках внутренних сюжетов, как правило,
конфликтные моменты, разрешаются – герои находят выход, преодолевают
трудности, получают награды, невредимыми возвращаются в свой стан,
получают письма от возлюбленных, едут в поощрительный отпуск, женятся и
пр.


Очевидно, что нашему внутреннему
Разведчику каждое мгновение требуются и отвага воина (Защитника), и
смекалка охотника (Добытчика, Кормильца). Это подталкивает Разведчика к
развитию новых мужких способностей и умений и ведет его на более высокий
архетипический уровень – ступень Защитника.


Горизонталь Разведчик-Ведьма



Итак, сотрудничество архетипических функций Ведьмы и Разведчика
проявляется в ведании, сборе информации и знаний как таковых, в создании
за счет получаемых знаний картин внутреннего и внешнего миров, а также –
в осмыслении путей гармонизации этих двух великих реальностей. Ведьма и
Разведчик вносят фундаментальный вклад в формирование самосознания
личности, инициируют начало ее духовного развития – восхождения по
ступеням зрелости. Ведьма и Разведчик как функции личности являются
важнейшими механизмами, осуществляющими адаптацию человека в природе и
обществе. Они не только определяют уровень интеллектуального развития и
многих способностей, одаренности и талантов человека, но и дают
возможность создавать ближайшие и дальние зоны развития всех уровней
личности. Слаженная работа внутренних Разведчика и Ведьмы делает
сознание человека сконцентрированным и ясным, поведение – активным,
изменения – своевременными, а личность в целом – компетентной в любой
сфере жизни. Активность позитивных полюсов Ведьмы и Разведчика
выражается в потребности получать образование, анализировать,
систематизировать и применять полученные знания. Избыток сил в области
позитивных полюсов Разведчика и Ведьмы позволяет успешно осуществлять
научную работу и другую интеллектуальную и культурную деятельность.


В случае нарушений функций ведания мы
наблюдаем чаще всего феномен болезненного переразвития архетипа Ведьмы и
подавленное положение Разведчика как у мужчин, так и у женщин. К
сожалению, такой вид нарушений в той или иной степени характерен для
современных представителей западной культуры. В содержании сюжетов
инициаций такое положение вещей отражается в эпизодах, где раненного или
истощенного героя, странствующего в поисках суженной, выхаживает
ведьма.


Будучи первыми в «корневой» системе
личности, архетипические функции Ведьмы и Разведчика помогают
преодолевать социальные и личностные кризисы. Не случайно Ведьма и
Разведчик тесно связаны с символом матери-земли, откуда берут питание
любые корни. Ведьма же близка к земле не только потому, что берет из нее
силу, используя целебные и магические свойства растений и животных, но и
потому, что ведает тайнами мира мертвых – наиболее глубоких, архаичных
слоев бессознательного. Она является проводницей в «подземную» область
психики. Как уже отмечалось, благодаря работе с внутренней Ведьмой
становится доступной та теневая, архаичная часть психики, где содержится
инстинктивная агрессия большой силы. Утилизация, осознанное
использование этих скрытых деструктивных сил с помощью инициаций –
успешная стратегия в разрешении кризисных состояний.


Разведчик служит родной земле, нередко
проливая за нее кровь и рискуя жизнью. Он открывает новые земли, новые
территории, что символизирует одновременно как внешние области жизни,
так и внутренние пространства личности. Это означает, что в функции
Разведчика входит налаживание связей не только с внешним миром, но и
между частями личности. Внутренний Разведчик помогает человеку любого
пола оптимизировать слаженную работу различных структур Я при выходе из
кризисного состояния.


Мы уже знаем, что при подавленном
Разведчике начинает избыточно функционировать полюс негативной Ведьмы.
Недостаток сил Разведчика воспринимается внутренней Ведьмой как
опасность, это включает ее защитные силы агрессивной женской природы,
сконцентрированные именно в области негативного полюса Ведьмы. В
результате у людей любого пола проявляются агрессивно-деструктивные
способы поведения, стремление к захвату, реализации своих интересов за
чужой счет, а также – в игнорировании интересов других и навязывании им
своей воли. Так действует перегруженная Ведьма, лишенная поддержки
сильного Разведчика. В этом случае она вынуждена брать ответственность
за контакты с внешним миром на себя. Внутренняя Ведьма, переполненная
тревогой, страхами и защитной гиперагрессией, чувствует себя обязанной
вторгаться во внешние явления и события, стараясь обеспечить там
реализацию потребностей Я. Она действует через интригу, колдовские чары,
использует тайные знания во зло. Если представить, что наше Я может
раскачиваться, как маятник, проходя при этом различные области личности,
то «застревание» Я в области перегруженной Ведьмы делает поведение
человека по-ведьмински коварным. Если же маятник Я «остановился» в
пространстве ослабленного Разведчика, то его гипофункция приводит к
таким состояниям как неуверенность в себе, безинициативность, излишняя
погруженность в себя в ущерб адаптации во внешнем мире.


Чем больше энергии в области Разведчика,
тем меньше необходимости у Ведьмы брать на себя функцию контроля над
внешним миром, тем гармоничнее действует она в сфере внутренних задач
личности – осуществляет целительство, накапливает духовный опыт и
знания. При полноценном Разведчике внутренняя Ведьма молодеет,
становится миловидной, спокойной и уравновешенной, начинает действовать в
согласии со своим окружением, а не по собственному усмотрению. Это
делает личность конструктивной в продвижении к целям, вместо
манипулирования знаниями появляются созидательные способы их
использования.


Руководитель, личность которого
опирается на энергии негативной Ведьмы, подавляет инициативу и
внутренний потенциал своих подчиненных, излишне контролирует их.
Напротив, руководитель с полноценным внутренним Разведчиком легко
создает для подчиненных комфортное и безопасное творческое пространство,
поощряет их инициативы.


В сюжетах участников инициаций ведьмы,
которые на ранних этапах терапии были старыми, безобразными и грязными,
на продвинутых этапах терапии при обращениях к теме «Ведьма» молодели в
среднем до сорокалетнего возраста, представлялись ухоженными светскими
дамами, пышащими здоровьем и энергией. Ведьмы становились социально
успешными, были готовы включиться в решение любой задачи, если их
попросят. Инициированные внутренние Ведьмы именно тем и отличаются от
стихийно действующей и захватнически распространяющейся во внутреннем
мире ведьминской функции, что определяют сферу своей деятельности не по
своему личному усмотрению, а – в согласии и контакте с другими частями
личности, выполняют их «просьбы». Такое снижение нагрузки на Ведьму,
обеспеченное за счет повышения потенциала Разведчика, приводит к балансу
энергий на уровне Разведчик-Ведьма, что всегда сопровождается ростом
творческой продуктивности человека, снижением конфликтности в общении,
повышением чувства собственного достоинства.


На первый взгляд парадоксально, что в
западной культуре в сфере общественного сознания ситуация проявляется
наоборот: в то время, как внутренняя Ведьма перегружена, ее функция
изгнана из социальной сферы. Функция же Разведчика является социально
широко распространенной, несмотря на то, что внутренний Разведчик
ослаблен. И действительно, различные виды народной медицины,
нетрадиционные способы целительства (позитивная Ведьма) презираются и
подавляются в официальном западном мире, получив название
«нетрадиционных». Традиционное же общественное сознание признает лишь
монополию ортодоксальной медицины и официальной науки (подслеповатый
Разведчик). Им отдано право решать все возникающие социальные и
общественные вопросы, в то время как даже начальные духовные знания
(Ведьма) выдворены за официальные общественные рамки.


Но если всмотреться, очевидно, что
общественному сознанию невольно приходится лицемерить: отстранив в лице
позитивной Ведьмы начальные духовные познания, оно оказалось захваченным
негативным ее полюсом – процветает черная магия, недостаток этики
парализует государственные структуры. Западное общество, не желая
прослыть «голым королем», объявило Ведьме демонстративную войну. Под
опалу попал и позитивный полюс Ведьмы, а с ним – и все духовные явления,
находящиеся на более высоких ступенях развития. Таким образом, из-за
незрелости мужской исследовательской функции Разведчика, коллективное
бессознательное поражено деструктивными энергиями перегруженной, а
следовательно – негативной Ведьмы.


Скрываясь под различными социально
приемлемыми личинами, негативная социальная Ведьма, беспрепятственно
«правит бал». Именно она, как никто, способна создавать тайные и явные
карательные общественные институты, а также – тот общественный морок,
непроглядный социальный туман, в котором осуществляется ее тайная
власть: коррупция государственного аппарата, попустительство в отношении
наркомании и алкоголизма (технологии морока), деструктивное
использование природных ресурсов, гиперзащита границ в виде гонки
вооружений, препятствующая созидательному сотрудничеству стран, – это
только малая часть ее многочисленных социальных «козней».


В результате цивилизованный мир вошел в
фазу экологического кризиса, большинство людей отчуждены от собственного
здоровья, духовных сил и самой природы. Западные политика и наука
(сфера Разведчика) забрели в тупик, «застряв» в своем духовном развитии
на волне рационального миропонимания, подчиненного примитивной архаичной
цели – победы в племенных войнах.


Поскольку коллективный Разведчик
западной цивилизации еще не достиг достаточной зрелости, очевиден выход:
установление баланса функций Разведчика и Ведьмы. Ведьма должна и может
«поделиться» с Разведчиком своими избыточными силами.


Уровень Разведчик-Ведьма является только
первой ступенью на пути к духовным вершинам. Но даже стартовая позиция
настолько важна для духовной эволюции западной цивилизации, что когда в
сознании западного общества будет достигнуто первичное равновесие
потенциалов Ведьмы и Разведчика, этого будет достаточно, чтобы изменить
ориентацию западной культуры в пользу приоритета роста духовного
здоровья как во внутреннем космосе человека, так и во внешнем мире.


Проявления Ведьмы и Разведчика в
реальной жизни можно наблюдать на любом этапе эволюции личности.
Особенно явны они в детском возрасте, когда мальчики активно исследуют
окружающий мир, а девочки проявляют неуемное любопытство, уделяя много
внимания миру человеческих чувств и взаимоотношений. Между мальчиками и
девочками здесь нередко завязывается дружба, так как их познавательные
интересы во многом пересекаются, дополняют и обогащают друг друга. Позже
– на этапе формирования архетипических функций Амазонки и Защитника –
эти дружеские союзы часто распадаются, так как Амазонка учится
независимости и противопоставляет себя миру мужчин, а Защитник
преимущественно занят тем, что набирается сил в конкуренции со
сверстниками и социальных боях.

This page was loaded авг 25 2019, 11:31 am GMT.